Пьер Корнель (фр. Pierre Corneille) (6 июня 1606, Руан — 1 октября 1684, Париж) — знаменитый французский драматург, «отец французской трагедии».Cын чиновника; детство провёл в деревне, учился в иезуитской школе, потом изучал право и получил место прокурора, очень мало, однако, интересуясь служебной карьерой.
В 1629 г. он поставил свою первую пьесу — комедию «Mélite», которая навлекла на себя характерный упрек в «слишком большой простоте плана и естественности языка». За ней последовал ряд комедий, загроможденных, по тогдашнему обычаю, разными инцидентами: «Clitandre ou l’Innocence persécutée» (1632), трагикомедия, одно резюме которой у Корнеля занимает 8 страниц; «La Veuve ou le Traître puni» (1633), основанная на недоразумениях и лживых признаниях; «La Galerie du Palais», «La Suivante», «La Place Royale». Этими комедиями в духе времени Корнель создал себе положение и расположил к себе Ришелье.
С 1635 г. Корнель пишет трагедии, сначала подражая Сенеке; к числу этих первых, довольно слабых попыток принадлежит «Médée». Затем, вдохновившись испанским театром, он написал «L’Illusion Comique» (1636), тяжеловесный фарс, главное лицо которого — испанский матамор. В конце 1636 г. появилась другая трагедия Корнеля, составляющая эпоху в истории французского театра: это был «Cid», сразу признанный шедевром; создалась даже пословица: «beau comme le Cid».
Париж, а за ним вся Франция продолжали «смотреть на Сида глазами Шимены». даже после того, как парижская академия осудила эту трагедию, в «Sentiments de l’Académie sur le Cid»: автор этой критики, Шаплен, находил выбор сюжета трагедии неудачным, развязку — неудовлетворительной, стиль — лишённым достоинства. Апогей творчества Корнеля — «Horace» (1640), «Cinna» (1640) и «Polyeucte».
К тому же времени относится женитьба Корнеля на Marie de Lamprière, разгар его светской жизни, постоянные сношения с отелем Рамбулье. Одна за другой появлялись его прекрасная комедия «Le Menteur» и гораздо более слабые трагедии «Pompée», «Rodogune», «Théodore, vierge et martyre», «Héraclius». В 1647 г. Корнель избран был членом французской академии. Появившиеся после того пьесы «Andromède», «Don Sanche d’Aragon», «Nicomède» принадлежат, за исключением последней, к более слабым его произведениям.
Начиная с 1651 г. Корнель поддался влиянию своих друзей-иезуитов, пытавшихся отвлечь своего бывшего воспитанника от театра. Корнель занялся религиозной поэзией, как бы для искупления своего светского творчества прежних лет, и напечатал вскоре стихотворный перевод «Imitation de Jésus Christ». Перевод этот, очень посредственный в литературном отношении, имел огромный успех и выдержал в 20 лет 130 изданий.
За ним последовало несколько других переводов, сделанных также под влиянием иезуитов: панегирики Деве Марии, псалмы и т. д. Для театра Корнель написал ещё «Pertharite», «Sertorius», «Oedipe», «Sophonisbe», «Othon», «Agésilas», «Attila», «Tite et Bérénice», «Pulchérie», «Surena» и др., но все эти произведения стареющего драматурга имеют очень мало достоинств. Последние годы жизни Корнель провёл очень уединённо и был в крайне стесненных обстоятельствах. Только благодаря хлопотам друга его, Буало, Корнелю назначена была маленькая пенсия.