Ученые из Пенсильвании выяснили, что когда человека ставят перед непростым выбором, который он не хотел бы делать, то в большинстве случаев это крайне негативно влияет на его самоощущение собственного счастья.
В ходе исследования была сформирована группа из 216 участников с высоким уровнем психологического благополучия (у каждого участника этот уровень измерялся перед прохождением через поведенческую модель и, соответственно, после нее). Они были приглашены по несуществующему поводу на акцию по оценке степени качества пылесосов. В качестве бонуса трети из них был вручен подарок на сумму в тридцать долларов. Другой трети было объявлено, что им полагаются эти деньги, однако они будут перечислены на благотворительность. И третьей группе был предоставлен выбор – взять тридцать долларов себе или отправить на благотворительность.
Моделирование оказалось весьма интересным, поскольку на протяжении всей демонстрации качества пылесосов участники третьей группы сомневались – брать им деньги или нет. Члены всех трех групп приходили на указанную акцию в разные дни и не знали, о том, что кому-то другому тридцать долларов предлагают на других условиях, нежели им. В результате было установлено, что степень счастья осталась практически неизменной в среднем в первой и второй группе, в то время как в третьей самоощущение счастья снизилось.
Половина участников третьей группы, судя по всему, испытывала вину, за то, что поставила свои интересы выше интересов других людей. В тоже время другие люди переживали из-за упущенной выгоды.