Ставя перед собой цель, надо уметь верно спланировать свои действия для ее достижения, построить правильный и четкий план. Хорошо с этим справляются «логисты». Но как стать логистом?
Наука «логистика» пришла в Россию с Запада в начале 90-х годов. Романтичное название профессии не совсем соответствует действительности, потому что в реальности логистик — это человек рассудительный, организованный и прагматичный.
Ведь логистика — это наука, занимающаяся организацией совместной деятельности менеджеров различных подразделений одного или нескольких предприятий.
Логистика – крупный бизнес, в котором задействованы тысячи предприятий самого разного профиля: от перевозчиков и экспедиторов – до информационных компаний/системных интеграторов.
В обязанности такого специалиста входят координация всех отделов предприятий, направление, упорядочение и распределение закупленного товара, отслеживание его, начиная с места закупки вплоть до распределения.
Логист — это человек, который должен рассчитать схему, наиболее выгодную для развития того или иного проекта, и при этом сэкономить везде, где это возможно.
Любой недочет может обернуться большими убытками для предприятия, а для сотрудника — увольнением и компенсацией нанесенного фирме ущерба.
Главный принцип логистики — системный подход, только так можно наладить четкое функционирование всех подразделений предприятия и отследить выполнение требований клиента.
Существуют специальные схемы, позволяющие легко обрабатывать полученную информацию, анализировать ошибки и выстраивать правильную систему контроля над процессом.
Опыт промышленно развитых стран и передовых компаний показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. Как известно, под ней понимают эффективное управление материальными и сопутствующими (информационными, финансовыми, сервисными) потоками для достижения корпоративных целей с оптимальными затратами всех ресурсов.
Анализ, проведенный сотрудниками МЦЛ ГУ-ВШЭ среди своих слушателей, обучающихся по различным программам: от повышения квалификации до второго высшего образования по логистике, показал, что только около 3% обследованных фирм имеют логистическую стратегию и сознательно ее формируют.
Примечательно, что логистические стратегии имели в основном крупные зарубежные компании, работающие на российском рынке.
Конечно, если есть возможность обучения за границей, надо ею воспользоваться. В России упор на курсе логистики делается на транспортно-складскую технологию, на Западе — на организацию бизнеса.
Этот вариант не всем доступен в материальном плане, поэтому начать обучение можно на родине. Краткосрочные курсы по логистике, существующие сегодня при многих вузах и коммерческих учебных центрах, длятся от месяца до полугода и стоят примерно 1000 у.е.
На них принимаются слушатели только со средним образованием. Однако курсы не могут заменить высшего образования, поэтому преподаватели рекомендуют закончить вуз по смежной специальности (экономике, финансам, менеджменту и т.п.) или пойти прямиком в вуз, в котором существует преподавание по специальности "логистика".
Пожалуй, это самый долгий путь, но бывает и бесплатный. Прежде чем перейти непосредственно к изучению логистики, надо изучать маркетинг и экономику предприятий, а также экономическую информатику, основы информационных потоков, основы производства.
Все дисциплины тесно связаны между собой, поэтому одно объясняет и дополняет другое.
По окончании факультета предоставляется сертификат или диплом, с которым можно приступать к поискам работы. От того, в какой компании придется работать, какие будут служебные обязанности, зависит зарплата. Небольшие фирмы, как правило, не предъявляют к логистикам больших требований, но и зарплату платят невысокую – 100 – 200 у.е.
Более крупные компании имеют разветвленные логистические службы, и в них поначалу могут пригласить работать "на подхвате". Но тоже не плохо, есть возможность хорошо узнать весь процесс и, пойдя на повышение, лучше ориентироваться в своей работе.
Фирмы, работающие с заграничными партнерами, платят квалифицированным специалистам 800 – 1500 у.е. Большинство известных фирм ориентируются на продвижение и раскрутку своей марки, а значит, и на развитие своей логистической службы.
Логистика способна связать воедино и улучшить взаимодействие между такими функциональными базовыми сферами бизнеса компании, как снабжение, производство, маркетинг, дистрибьюция, организация продаж.
Рационально управляя запасами продукции в закупках, производстве и дистрибьюции, логистика способствует уменьшению общих затрат, снижению цены товаров и в результате улучшению стратегических позиций компании на рынке.
Логистический менеджмент может обеспечивать эффективную координацию объемов производства товаров с прогнозируемым маркетингом объемом продаж.
Таким образом, логистика поддерживает системную устойчивость фирмы на рынке, сглаживая внутрифирменные противоречия между закупками, производством, маркетингом, финансами и продажами и оптимизируя межорганизационные взаимоотношения с поставщиками, потребителями и логистическими посредниками.
По мнению некоторых специалистов, XXI век должен стать веком логистики, а значит, открыты большие перспективы.