Гороскоп@RU
ГОРОСКОПЫ
На сегодня
На завтра
На неделю
На месяц
На 2021 год
Любовный гороскоп
Индивидуальный гороскоп
Денежный гороскоп
Гороскоп здоровья
Гороскоп совместимости
Женский гороскоп
АСТРОЛОГИЯ
Совместимость имен
Значение имени
Как назвать ребенка
Совместимость знаков
Натальные карты
Для профессионалов
ЗНАКИ ЗОДИАКА
Женщины
Мужчины
Подарки для знака
ГАДАНИЯ
МАГИЯ
Книга перемен
Руны
СОННИК
ТЕСТЫ
Тесты сексуальности
Тесты психологические
ВСЕ О ТЕБЕ
33 полезных совета
О чувствах и не только
Все о сексе
КРАСОТА
Красивое тело
Новинки косметики
ФИТНЕС И СПОРТ
Диета и как похудеть
Фитнес
МЕДИЦИНА ДЛЯ ТЕБЯ
Женское здоровье
Планирование семьи
ФЭН-ШУЙ
Любовь и фэн-шуй
Фен-шуй для вашего дома
Язык тела и жесты
СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ
Стиль
Бомонд
КУЛИНАРНАЯ КНИГА
МАМА И РЕБЕНОК
ПРИМЕТЫ И СУЕВЕРИЯ
НЕПОЗНАННОЕ
РЕЛИГИЯ
ОН-ЛАЙН ИГРЫ
ФОРУМ
УСЛУГИ И ЦЕНЫ
КОНСУЛЬТАЦИИ
Главная // Ислам // На чем стоит вера. Обряды.
Узнай насколько он тебя любит!

Имя девушки:
Имя парня:
УЗНАТЬ!

Религии: Вуду / Самые известные секты мира / Иудаизм / Буддизм / Ислам / Христианство

Читайте также



На чем стоит вера. Обряды.

06 октября 2004
Версия для печати

ШАХАДА
Удостоверение веры — шахада — это словесное свидетельство, выражаемое фразой: «Ла илаха илла-л-лаху ва Му-хаммадун расулу-л-лахи» («Нет никакого божества, кроме Бога, и Мухам-мад — посланник Бога»). Возникла шахада как молитвенный возглас, которым мусульмане отличали себя от язычников и иноверцев. Она является главной формулой канонической молитвы и повторяется при всех обращениях к Богу. Во время сражений шахада служила мусульманам боевым кличем. Воины, павшие в битве с врагами ислама, именовались шахидами («мучениками»)

САЛАТ
Каноническая молитва — салат (от араб, «ас-салат» — «молитва»; по-персидски «намаз») — совершается по строго определённым правилам, которые сложились ещё при жизни Пророка. Порядок моления точно не установлен Кораном. Он включает повторение молитв и использование определённых молитвенных поз и движений, идущих ещё от Мухаммада. В зависимости от времени суток каждая молитва включает два — четыре раката — цикла поз и движений, сопровождаемых произнесением установленных формул. Она может совершаться индивидуально или коллективно в любом подходящем месте. Коллективная молитва предпочтительнее индивидуальной. В пятницу полуденную молитву необходимо совершать в мечети.

Порядок молитвы установился такой. Человек, совершив омовение, становится на молитвенный коврик, который называется саджжада, лицом к Мекке. Он предстаёт перед Богом во весь рост — как буква «алиф», с которой начинается величайшее имя Бога — Аллах, и произносит про себя или вслух формулу намерения совершить определённую молитву. Воздев руки на уровень лица он произносит: «Бог велик». Взяв левую руку в правую и прижав обе к животу, читает наизусть первую суру Корана — «Фатиха» («Открывающая») и любую другую короткую суру — обычно «Ихлас» («Очищение»). Затем молящийся совершает поясной поклон со словами «Хвала Богу». Выпрямившись, он говорит: «Бог услышит того, кто восхвалил Его». Затем опускается на колени, простирается ниц, касаясь земли лбом и ладонями. А выпрямившись, произносит: «Бог велик». Потом земной поклон и формула восхваления Бога повторяются, молящийся поднимается, опустив руки, вложенные одна в другую. Таков один ракат.

Заканчивая молиться, произносят формулу свидетельства веры; затем, попеременно поворачивая голову направо и налево, говорят: «Мир вам и милосердие Божие». Все молитвенные формулы произносят только по-арабски.
При коллективной молитве молящиеся располагаются рядами, кто-то один руководит молением, стоя впереди спиной к остальным. Женщины молятся отдельно от мужчин, а если это невозможно, становятся сзади. Больные и инвалиды могут упрощать ритуал и даже ограничиваться мысленными движениями. 

Ежедневных обязательных молитв пять: на рассвете (два раката); около полудня (четыре раката); между полуднем и закатом (четыре раката); на закате (три раката); ночная, перед сном (четыре раката). При необходимости можно объединять две первые и две последние молитвы. Нельзя молиться точно в полдень, а также в моменты восхода и заката. Допускается прямое обращение к Богу, произносимое на любом языке в пристойных выражениях без омовений и ракатов. В походных условиях разрешается молиться без омовений во всякое время и в любых положениях.

Коллективные моления называются джума («сбор»). Их совершают по пятницам в специально предназначенной для этого мечети, именуемой пятничной, или соборной. Каждый совершает молитву в два раката. Затем имам произносит с кафедры краткую ритуальную проповедь — хутбу. Далее следует тихая общая молитва, и имам произносит вторую хутбу. Затем он встаёт перед верующими и совершает молитву в два раката.

Содержание хутбы, как правило, не повторяется: имам каждый раз использует разные группы молитв, цитаты из Корана и наставления. Хутба имеет не только религиозное, но и политическое значение благодаря традиции упоминания в молитве имени здравствующего руководителя государства. Если имя правителя опускается, это можно толковать как его осуждение или непризнание. Поэтому в некоторых мусульманских странах власти прямо или косвенно вмешиваются в содержание хутбы.

Молитва оказывает значительное влияние на формирование всего жизненного уклада и мировоззрения мусульманина. Частое обращение к Богу придаёт верующему уверенность в собственных силах и готовность перенести любые выпавшие на его долю испытания. Она наполняет сердце человека радостью и умиротворением.

САУМ
Третье обязательное предписание ислама — саум, или пост (по-персидски «ру-зе», по-турецки «ураза»), обязательный для всех совершеннолетних мусульман в течение месяца рамадан (девятый месяц лунного календаря). Пост был установлен Мухаммадом в 624 г. Он состоит не в воздержании от некоторых видов пищи, как во многих других религиях, а в полном отказе от еды, питья и любых удовольствий в светлое время суток С наступлением темноты запреты снимаются, но верующим рекомендуется не предаваться излишествам, а проводить время в благочестивых размышлениях, чтении Корана, хадисов, раздаче милостыни, улаживании ссор и иных богоугодных делах. От поста освобождаются путешественники, воины во время битв ипоходов, пленные, больные, немощные, беременные и кормящие женщины и вообще все те, кому пост может принести вред.

Если пост прерывается по уважительной причине, то позднее его можно возместить в удобное время; если же нет, то нарушивший предписание кроме возмещения дней поста приносит покаяние и совершает каффара (дословно «искупление»), т. е. постится 60 дней подряд, или прибегает к другим искупительным действиям (как правило, раздаёт милостыню бедным).

Кроме обязательного мусульманин может выдерживать пост по обету или из благочестия. Обычно для этого выбираются дни полнолуния — понедельник и четверг. Рекомендуется также поститься во время стихийных бедствий, военной опасности, солнечных и лунных затмений. В мусульманских странах открытое пренебрежение постом, предписанным Кораном (сура 2, аяты 184— 186 и 188), и демонстративное его нарушение рассматриваются как богохульство и наказываются по закону.

ЗАКАТ
Налог в пользу нуждающихся мусульман — закат {араб, «очищение») — обязательная милостыня, которая «очищает» души верующих от скупости и себялюбия. Те, кто его платит, получают моральное право пользоваться богатством, благоприобретённым имуществом. Закат восходит к доисламской традиции выделения доли нуждающимся соплеменникам при разделе захваченной добычи. Он стал регулярно взиматься, когда была образована мединская община. Правила сбора заката были установлены в период правления халифа Умара ибн ал-Хаттаба. Взрослые мусульмане уплачивают закат в размере 2,5 % стоимости домовладения и дохода от торговли и ремесла, а с продуктов земледелия — в размере 10 % урожая. Собранные суммы должны расходоваться в том округе, где они были собраны, за исключением средств, предназначенных «борцам за веру». На практике закат превратился в налог, расходуемый на государственные нужды.

Наряду с закатом мусульмане могут делать добровольные пожертвования (деньгами, пищей, одеждой, в виде предоставления услуг и жилья, прощения долгов и обязательств), которые называют садака. Состоятельные люди жертвуют деньги, земли и недвижимость в виде вакфа — неотчуждаемого имущества, предназначенного для общей пользы (например, постройки и содержания мечети, медресе — религиозной мусульманской школы, больницы, странноприимного дома). С XI столетия вакфы стали основным источником существования культовых учреждений, а это в свою очередь способствовало объединению духовенства.

ХАДЖЖ
Ещё одно обязательное предписание — паломничество в Мекку. Его хотя бы раз в жизни должен совершить каждый мусульманин. Тот, кто не может этого сделать сам, вправе послать вместо себя «заместителя». Хаджж совершают в месяце зу-л-хиджжа (с 7 по 13 число). Именно к этому времени караваны паломников прибывают в Мекку. Хаджж начинается с обряда ихрсгма — приведения себя в состояние ритуальной чистоты. Символом чистоты является одежда паломника, состоящая из двух кусков белой материи: один оборачивается вокруг бёдер, другой набрасывается на плечи. Принятие ихрама знаменуется произнесением особого обращения к Богу: «Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!». Произнесение этой формулы обязательно при вступлении в Мекку и посещении всех святых мест во время паломничества

Ритуал хаджжа включает в себя переход через вытянувшиеся с запада на восток долины Мина и Муздалифа возле горы Арафат (в 18 км от Мекки) С полудня до захода солнца на девятый день зу-л-хиджжа происходит центральный обряд хаджжа — вукуф (дословно «стояние»), у Арафата: паломники слушают проповедь, молятся, а затем бегом устремляются в долину Муздали-фа. Здесь у ярко освещенной мечети читаются вечерние и ночные молитвы. На следующий день после утренней молитвы паломники отправляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трёх столбов. Эти столбы символизируют дьявола, однажды искушавшего Исмаила, а сам обычай бросать камни происходит от существовавшей издавна формы наказания грешников или вероотступников.

Затем следует обряд жертвоприношения животных, купленных здесь же. В это же время этот обряд совершается во всех местах проживания мусульман.
Обрив голову или срезав прядь волос, что означает выход из ихрама, паломники направляются в Мекку, чтобы совершить таваф — семикратный обход Каабы, а также помолиться у камня, где стоял Ибрахим. Затем они пьют воду из источника Замзам. Те, кто совершил хаджж без предварительного обряда умра («малое паломничество», проходящее как бы по сокращённой программе и в произвольное время), после тавафа бегут между холмами Сафа и Марва. Предания связывают эти ритуальные действия со страданиями Хаджар и её сына Исмаила, когда в поисках воды она семь раз пробежала между холмами.

Мусульманин, который совершил хаджж, получает право носить белую чалму (в то время как зелёную чалму носят только сайиды, потомки Пророка Мухаммада) и почётную приставку к имени — хаджи.

ДЖИХАД
Важным понятием в вероучении ислама является джихад (дословно «усилие») — борьба за веру. Пророк Мухам-мад во исполнение джихада советовал не искать конфликта с язычниками, кто бы они ни были, а склонять их к истинной вере «мудростью и хорошим увещеванием». Он же требовал бороться с неверными всегда и везде. «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому», — говорил Пророк, подразумевая под «малым» джихадом войну с неверными, а под «великим» — духовное самосовершенствование.

Позже появились такие понятия, как «джихад сердца», означавший борьбу прежде всего с собственным несовершенством; «джихад языка» — требование одобрительно говорить о богоугодном и при каждом удобном случае порицать то, что осуждает Коран; «джихад руки», предполагающий наказание за преступления перед верой, и, наконец, «джихад меча», под которым понималась вооружённая борьба с неверными, сулившая участникам райское блаженство. Когда начались мусульманские завоевательные войны, взаимоотношения с врагами строились по-разному. Для язычников выбор был лишь один — переход в ислам или смерть. Для «людей Писания» (иудеев и христиан) — принятие ислама, выплата постоянного налога или война.

С точки зрения исламских богословов XX в., джихад — это и борьба с собственным несовершенством для более полного принятия веры сердцем,и борьба с неверными (так, джихад часто упоминается исламскими экстремистами в борьбе с Израилем; делались также попытки придать характер джихада чеченскому конфликту).

МЕЧЕТЬ
Молитвенное здание мусульман именуется мечетью (от араб, «масджид» — «место, где совершают земные поклоны»). Первая мечеть появилась в селении Куба сразу после прибытия Мухаммада в Медину и представляла собой четырёхугольный двор с навесом вдоль стен. В середине 623 г. мечеть такого же типа была построена рядом с домом Мухаммада в самой Медине.

Первоначально к зданию мечети не предъявляли особых требований, в нём лишь не должно было быть идолов или изображений живых существ — возможных объектов поклонения. На захваченных мусульманами территориях в мечеть превращали любое подходящее здание, способное вместить в пятницу всех мусульман округи. Для этой цели иногда использовались христианские и зороастрийские храмы, языческие святилища; к ним пристраивали двор с водоёмом для омовения. Своеобразный облик мечети сложился к концу VIII в., когда рядом с ней начали возводить минарет (от араб. «манара» — «маяк») — башню, с которой возглашают призыв на молитву. Мечеть может иметь несколько минаретов.

По традиции их может быть не больше, чем в священной Мекке. До начала XX столетия в Мекке их было восемь. Минарет может составлять с мечетью единый ансамбль или стоять отдельно. В последнем случае минаретам давали имена, отличавшиеся от названия мечети. Так, Кутб Минар (Минарет Столп) в Дели, построенный в честь исламиза-ции Индии, имеет второе название — Башня Победы.

Внутри мечети в одной из стен делают михраб — нишу, обозначающую направление в сторону Мекки. Лицо молящегося должно быть обращено именно туда. Стоять перед михрабом — всё равно что стоять перед лицом Бога.
Некоторые михрабы пышно украшены инкрустациями из драгоценных 
камней, но такая роскошь не одобряется ортодоксальными мусульманами. Справа от михраба ставится минбар — кафедра для проповедника.

С самого начала мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием. В первые столетия существования ислама соборные мечети строились рядом с резиденцией правителя, в них хранили казну и важнейшие документы, объявляли указы, вели судебные разбирательства. До X—XI вв. в мечетях преподавали различные религиозные дисциплины. Они могли служить и местом ночлега для странников. Постепенно мечеть стала утрачивать светские функции. Тем не менее в исламе нет представления о святости её здания и нет обряда освящения храма. Использование заброшенного здания мечети для других общественных целей, как правило, не считается кощунством.

Для пребывания в действующей мечети от молящихся требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. Входя внутрь, обязательно снимают обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части мечети, либо в особых изолированных галереях.

С развитием мусульманской архитектуры были выработаны эстетические понятия-символы: джамал — Божественная, совершенная красота, узреваемая в куполе мечети; джалал — Божественное величие, узреваемое в минаретах, и сифат — Божественные атрибуты, читаемые в письменах на стенах мечети.

Существует поверье, что врата и двери сооружаются по Божией милости. Часто в мечетях можно встретить надписи над дверями. Например, «Сооружены по милости Всевышней Истины эти врата» или «Да будет вечно открыта счастью дверь». Эти слова как бы предупреждают о входе в иное пространство, лежащее вне пределов здания. Они поясняют входящему: дверь не просто открыта, а открыта всегда для вступления в пределы счастья, т. е. во владения Аллаха. Подобные надписи над входами мечетей подчёркивали особую символическую роль порога. Дверной проём связывали с проникновением в качественно иное, отмеченное Богом пространство. Именно поэтому вход в мечеть всегда надлежит держать открытым.

АЗАН
У христиан о начале церковной службы извещает колокольный звон, а у мусульман перед обязательной молитвой раздаётся пение муэдзина (от араб. «муаззин», что означает «призывающий»). Поднявшись на галерею минарета, он поворачивается в сторону Мекки и, держась за мочки ушей большим и указательным пальцами, нараспев читает азан («молитвенный призыв»): «Бог велик Свидетельствую, что нет божества, кроме Бога (произносится дважды). Идите на молитву. Ищите спасения». Перед чтением молитвы муэдзин дважды произносит: «Молитва лучше сна», а шииты (последователи одного из направлений в исламе) здесь добавляют фразу «Идите к лучшему из дел». Завершает азан молитва «Бог велик Нет божества, кроме Бога».

Верующий, услышав азан, должен остановиться и повторить его, произнося вместо четвёртой и пятой фраз формулу: «Сила и могущество только у Бога». А перед утренней молитвой фразу «Молитва лучше сна» — он заменяет другой: «Ты сказал то, что истинно и справедливо». После азана непосредственно перед началом молитвы раздаётся икама (дословно «подъём») — второй призыв на молитву, состоящий из тех же формул, что и азан. В течение ночи для тех, кто особенно усердно молится, призыв повторяется ещё дважды.

Азан установил Мухаммад в первый год пребывания в Медине (622— 623 гг.). Сначала азан состоял из фразы «Молитва вместе» («Ас-салат джамиа-тан»). Устная форма призыва на молитву была заимствована у арабов-язычников. Кроме того, первые мусульмане стремились противопоставить свои  обычаи иудейским и христианским. Историю азана предание излагает так Когда мусульмане собирались на молитву в мединской мечети, они никогда не приходили одновременно: некоторые появлялись раньше, другие позже. На это пожаловались Мухаммаду, и было решено завести большой колокол, в который следовало ударять в установленные часы, напоминая о том, что настало время молитвы и пора идти в мечеть.

Покупать бревно для крепления колокола отправился Умар ибн ал-Хат-таб. Однако на следующий день он пришёл к Мухаммаду с пустыми руками и сказал: «О посланник Бога! Во сне мне было объявлено: „Не делай колокола, а призывай на молитву азаном"». Тогда вдруг послышался мелодичный голос эфиопа Билала, вольноотпущенника Мухаммада, призывающий к молитве словами: «Аллах акбар!» («Бог велик!»). Умар воскликнул: «Билал голосит так, как я слышал ночью». Пророк Мухам-мад с улыбкой заметил: «Откровение упредило тебя». Пророку уже было явлено соответствующее откровение.

УЛАМА
Знатоков религиозного предания, морально-правовых норм ислама и богословия собирательно именуются улама (от араб, «улама ад-дин» — «знатоки веры»). Они выделяются своей образованностью и учёностью. Улама прекрасно разбираются в судопроизводстве, обрядах, однако называть их мусульманским духовенством было бы не совсем верно. Строгой последовательности в употреблении этого слова никогда не было. Право в знак уважения быть отнесённым к улама оспаривалось. Постепенно в некоторых регионах исламского мира начала складываться иерархия официальных духовных руководителей из числа улама.

В XV—XVI столетиях в Османской империи появился официальный глава улемов с титулом шейх ал-ислам. С тех пор практика назначения руководителя «знатоков веры» стала общепринятой. Она существовала даже там, где основным населением были иноверцы. В частности, в России указом императрицы Екатерины II от 22 сентября 1788 г. было учреждено центральное духовное ведомство российских мусульман — Оренбургское духовное собрание (муфтият). Его главу именовали шейх ал-ислам и назначали императорским указом (впоследствии обязательно по представлению министра внутренних дел).

ШАРИАТ
«Мусульманский образ жизни», «законы веры», «правильный путь» — таков смысл понятия шариат (в переводе с арабского означает «глубокое знание»). Можно сказать и так шариат — это совокупность закреплённых Кораном и Сунной предписаний, которыми мусульмане должны руководствоваться во всех жизненных ситуациях, чтобы достичь нравственного совершенства, мирского благополучия и попасть в рай. Речь идёт не только о соблюдении обрядов, но и о личных качествах, убеждениях, правилах поведения каждого мусульманина, т. е. именно об узаконенном пути, как об этом сказано в суре 42, аят 13: «Он (Бог) узаконил для вас (людей) в религии то, что завещал Нуху, что открыли Мы тебе и что завещали Ибра-химу, и Мусе, и Исе-. „Держите прямо веру и не разделяйтесь в ней!"». Шариат не только регулирует внешнее поведение каждого последователя ислама, но и определяет мотивы его поступков, требует сознательного выполнения Божиего завета.

Шариат является религиозно-этическим стержнем фикха — мусульманского правоведения, теоретической основы конкретных правил поведения.
Различные направления и правовые школы ислама вкладывают в понятие шариата далеко не однозначный, а часто прямо противоположный смысл. Для одних знатоков веры шариат — только те положения Корана и Сунны, которые предписывают конкретные действия. Для других это понятие включает и такие положения, которые выводятся из Корана и Сунны с помощью логических приёмов. Наибольшее признание среди знатоков основ веры, правоведов получила следующая точка зрения: шариат нельзя свести к ограниченному набору правил и точных рекомендаций.

В Коране и Сунне зафиксированы нормы, регулирующие порядок исполнения религиозных обязанностей — ибадат — и характер взаимоотношений мусульман — муамалат. Ибадат представляют вечные установления, отражающие постоянные, не подверженные переменам духовные потребности верующих. Муамалат не имеет чётких определений. Говоря о взаимоотношениях мусульман, Коран и Сунна устанавливают лишь общие ориентиры и принципы. В каждой конкретной ситуации с помощью толкований Корана и Сунны можно найти верный способ действий.

До конца правления династии Омейядов (661—750 гг.) единой системы норм, в том числе и юридических, не существовало. Продолжали действовать доисламские традиции, а на завоёванных арабами землях сохранялись юридические нормы и обычаи коренного населения. Немало таких местных порядков и обычаев, не противоречащих принципам мусульман, стали впоследствии частью фикха. Мусульманское правоведение восприняло элементы римской (византийской) и сасанидской (иранской) правовых систем, иудейского (талмудического) и восточнохристианского церковного права.

В некоторых исламских странах помимо законов шариата доныне действуют местные обычаи — обычное право, называемое адат. Как правило, адат не дополняет законы шариата, а расходится с ними или даже замещает их. Адат, например, у многих народов Кавказа включает законы кровной мести или кровного братства, а у туарегов (берберов Северной Африки) — законы имущественного наследования по женской линии.

КААИ

Судья, отправляющий правосудие на основе шариата, именуется кади (дословно «тот, кто решает»). Первые кади были назначены халифом Умаром ибн ал-Хаттабом в Медине, Басре и Ку-фе, а затем халифы стали назначать кади в крупные города и в войска во время военных походов. Высшим правовым авторитетом был имам — халиф, нередко лично выполнявший обязанности судьи. Обычно же он передоверял судебные функции кади. Халиф посылал своему ставленнику маншур (дословно «диплом»), подлежащий оглашению в мечетях подчинённого ему округа.

Во второй половине VIII в. была учреждена должность верховного судьи; от имени халифа он назначал кади и принимал апелляции на их решения. Влияние кади на повседневную жизнь мусульман было очень велико. Он не только толковал закон, но являлся законодателем, хранил устои веры, защищал приличия и то, что олицетворяло достойный образ жизни. Мусульмане обращались к кади по поводу самых разных бытовых проблем: разбора тяжб, защиты репутации, назначения наказаний, соблюдения завещаний, надзора за общественным имуществом, оформления браков, опекунства над сиротами и одинокими незамужними женщинами. Всё это вместе с авторитетом веры ставило кади в число высших провинциальных и городских чиновников. Они опирались на поддержку горожан и представляли их интересы перед властями.

Выполнение обязанностей кади рассматривается как долг и служба по отношению ко всей общине, поэтому он получает содержание из казны и доходов от общественного имущества. Для состоятельного человека считается почётным исполнять обязанности кади бесплатно.

В принципе эту ответственную должность может занять любой мусульманин, знающий предписания шариата, заслуживший репутацию благочестивого, справедливого и неподкупного человека, здравомыслящий и не имеющий явных физических недостатков. В наши дни в странах, где действует судопроизводство на основе шариата, в ведении кади находятся дела, относящиеся к обрядности, семейному, частному и частично уголовному праву.

Кади творит суд в махкаме (дословно «судебной палате») или мечети, предварительно совершив омовение и молитву. Он совмещает функции обвинителя и защитника; не высказывает своего мнения по поводу дела до конца судебного процесса. На открытых судебных заседаних могут присутствовать все желающие. Дело рассматривают обычно в течение одного дня. Отложить его можно лишь в исключительных случаях. При разборе сложных дел кади приглашает принять участие в судебном заседании факихов («законоведов», «знатоков фикха») и советуется с ними, прежде чем огласить решение. Оно неизменно основывается на предписаниях шариата.

В распоряжении кади находится необходимый штат секретарей, переводчиков, посыльных, труд которых в Средние века судья оплачивал сам. Кади не может возбудить дело, а также арестовать подозреваемого или явного преступника, если нет жалобы со стороны потерпевшего либо его родственников. Иноверцы не подлежат шариатскому суду, однако тяжбу между мусульманином и иноверцем должен разбирать кади.

ХИСБА
В городах мусульманского Востока наряду с судами шариата существовало ещё одно учреждение, призванное следить за соблюдением религиозных и моральных предписаний. «Повелением одобряемого и запрещением порицаемого» занималась хисба («счётная палата»). Поскольку в городах жизнь сосредоточивалась на рыночных площадях и базар был местом, где формировалось общественное мнение, хисба надзирала за общественными местами, осуществляла инспекцию улиц и базаров. Эту службу возглавлял мухтасиб («цензор нравов»), назначаемый из числа авторитетных лиц, факихов.

Мухтасиб следил за тем, чтобы верующие посещали мечети, открыто не нарушали пост в месяце рамадан, чтобы муэдзины вовремя возглашали азан, а женщины не появлялись на улицах без покрывал и не разговаривали с мужчинами (за исключением торговцев и мастеров). Мухтасиб задерживал и наказывал пьяниц, наркоманов, участников азартных игр и профессиональных нищих. Мухтасиб не имел права устанавливать рыночные цены, но он следил за тем, чтобы торговцы не обвешивали покупателей и не продавали плохой товар.

На провинившихся мухтасиб накладывал тазир («исправительное наказание»). Помимо бичевания оно могло быть и таким: на виновного надевали позорный колпак, сажали задомнаперёд на осла и везли по улицам. Приходить с обыском в чей-либо дом мухтасиб не имел права. Однако порой он мог превысить свои полномочия и ворваться к тем мусульманам, которых подозревал в совершении действий, нарушающих нормы ислама.


 
 

Гороскоп на июнь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Политика конфиденциальности

2004-2023 © «ГОРОСКОП.РУ» | E-Mail редакции:

При использовании материалов сайта ссылка на Гороскоп @RU обязательна
ЭЛ № ФС77-24854 от 30 июня 2006г. выдано федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

Mail.ru Rambler's Top100